Фотографирование небесных объектов - кропотливое и довольно сложное, на первый взгляд, занятие. Чтобы получить хороший снимок, приходится делать выдержку 10-15 минут, а с длиннофокусными объективами - 30 минут и более. Летом 10-15 минут гидирования не представляет особых трудностей, но как быть зимой, когда мороз пробирает до костей: простоять на месте, все время глядя в окуляр, очень сложно. Пришлось как-то выходить из положения. У нас возникла идея, которую мы хотели бы представить на суд любителей астрономии. Ведь не секрет, что у многих читателей "Звездочета" есть телескоп "Мицар" (ТАЛ-1) или аналогичный инструмент производства Новосибирского приборостроительного завода. Причем, зачастую без часового привода, покупать
который слишком накладно в наше нелегкое время. Не беда! На самом деле самостоятельно изготовить часовой привод к такому телескопу не так уж и сложно - был
бы доступ к токарным и фрезерным станкам. Самое главное, не требуется никаких переделок в монтировке. Снимается только микрометрический винт и координатный круг оси склонений. Собранный авторами статьи часовой привод выполнен на основе сектора червячной шестерни (Z=360 зубьев, D=180 мм, модуль 0,5). Сектор с углом около 40 градусов был вырезан из цельного колеса. Использовать полную шестерню было невозможно, так как вследствие большого диаметра она упиралась бы в ложе телескопа. Вырезать же сектор оказалось гораздо проще и дешевле. Сектор крепится к оси склонений хомутом, что позволяет при настройке механизма подогнать его как можно плотнее к червяку. Червяк диаметром 33 мм позволяет сделать ход более плавным. На место микрометрического винта была установлена площадка с хомутом для установки червяка. С одной стороны червяка расположена ручка для ручного
гидирования, с другой - шестерня с 96 зубьями.
При переводе телескопа в нужную область неба достаточно всего лишь ослабить винт хомута. При ручном гидировании редуктор с
двигателем отводится в сторону и фиксируется. Так же в ручном режиме производится и наводка телескопа на объект. Наш "часовик" приводится в
действие двигателем постоянного тока ДПМ-25, но его скорость слишком велика - около 1500 об/мин. Установив на него редуктор от двигателя ДСМ-2П, используемого в самописцах КИПиА, удалось уменьшить ее до 8 об/мин или 11520 об/сут. Для получения скорости 1 об/сут был установлен дополнительный редуктор, коэффициент
замедления которого равен (360/1)х(96/12)х(48/12)=11520. Скорость двигателя можно изменить в ту или другую сторону по мере необходимости. Вся корректировка производится с выносного пульта, в котором имеется микросхема стабилизации оборотов двигателя. На пульте управления имеется: тумблер увеличения скорости двигателя; кнопка остановки двигателя; два переменных сопротивления - одно для грубой, а другое для точной корректировки скорости; сопротивление для регулировки освещенности часов и перекрестия окуляра. При стационарном использовании телескопа питание двигателя производится от сети через понижающий трансформатор. Есть и другой вариант. При выезде за город на короткое время питание на двигатель
монтировки подается от аккумулятора автомобиля. Во время наблюдений в стационарных условиях (Звездочет, №2-1997г стр.25), когда полярная ось выставлена точно, во время фотографирования руку с пультом можно держать в кармане, время от времени поглядывая в окуляр, чтобы при необходимости сделать коррекцию. Сектора червячной шестерни хватает на 150 минут непрерывной работы. На пульте находятся часы, по которым в любой момент можно узнать точное время. Мы никогда не работали с часовым механизмом заводского изготовления, и сравнить работу нашего привода не с чем. Но, судя по первым результатам, наблюдать и фотографировать с ним стало гораздо удобнее.
P.
S. В 2006 году на данной
монтировке снималось полное солнечное затмение в Кисловодске. Монтировка спустя
долгих лет использования в очередной раз показала себя с хорошей стороны.
И за 10 прошедших лет изменения в конструкции привода не проводилось. Во время
съёмки затмения был заменён только двигатель, с меньшим числом оборотов и
питанием от шести батареек.
Андрей ХАДКЕВИЧ
|