Звездный Пилигрим
 Кавказ 2000
 Озеро Светлояр
 Экспедиция в КРАО
 Солнечное затмение          29 марта 2006.
 Мы и Астрофест
 Обратная связь
 Гостевая книга
 Контакты

КОМЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ "КАВКАЗ 2000".

C 21 июля по 12 августа 2000 года была проведена кометная экспедиция, которая организованна астрономическим сервером "STARLAB.RU" и координатором любительских кометных наблюдений по Беларуси при участии астрономической группы "Deep Sky & Comets".

Цель экспедиции: наблюдение кометы С/1999 S4(LINEAR)в период максимума блеска, других комет и пропаганда любительских кометных наблюдений вообще...

В составе Нижегородской делегации были:
Дмитрий Лисицын (Нижний Новгород)
Александр Верин (Нижний Новгород)
Юрий Куликов (Нижний Новгород)
Риян Хайрулин (Нижний Новгород)
Андрей Хадкевич (Дзержинск)

Дорога на САО была не такая уж и лёгкая, как казалось. Раннее из нас никому на Кавказе побывать не доводилось. И мы ехали к той точке на карте, которая именовалась как Нижний Архыз. Задолго готовясь к предстоящей экспедиции. Наша цель не только наблюдение комет, но и звёздного неба с его красотами невидимыми в наших широтах.

19 июля 2000г. 18 часов. Пора собираться в дорогу. Сумки уже собраны, и я жду Сергея Марина, который согласился проводить меня до электрички на Нижний. В 19-25 по-дружески прощаемся, и электричка уносит меня к столице нашей области. В назначенном месте сбора меня ждут Саня Верин с Рияном Хайрулиным. Ждём остальных. В 21-20 все в сборе и голос из динамика объявил прибытие поезда. На перроне нас провожает в дорогу Дима Ефимов. Последние наставления и мы поехали в Пензу, где завтра должны совершить пересадку на поезд до Невинномысска.

20 июля 2000г. 13 часов. Мы в Пензе. До пересадки пять с половиной часов и принято решение сходить во Дворец пионеров, для ознакомления с обсерваторией. Но, к сожалению, кроме вахтёра никого в здании не оказалось. Деликатно извинившись, он объяснил, что кроме входной двери он ничего не знает. И нам ничего не оставалось, как вернуться на вокзал и дожидаться поезда. 18-30 мы в поезде, который уносит нас всё дальше на юг. Чтобы дорога не казалась скучной и унылой, были приняты все увеселительные мероприятия.

Планетарий в Пензе Планетарий Кавказ

21-22 июля 2000г. Вечер. Дима Лисицын сильно заболел не то от перемены климата или от тяжелых вчерашних астрономических дискуссий. 23-30 прибываем в Невинномысск. Быстро сгружаемся на перрон, поезд шумно отъезжает и пропадает во тьме, открывая нашему взору тёмное южное небо. Стоим, не веря, что добрая половина пути уже позади.
0-10 ночи. После предложений довести нас за 800р. мы откатываемся и до 4 утра занимаемся переносом вещей и "раненного" Дмитрия на автовокзал. Сочетая лёгкий отдых с завтраком. Дожидаемся автобуса до ст.Зеленчукской. В 6-20 мы всего за 61р. в автобусе, падая замертво на сидения, мы засыпаем. 11-10 автобус довозит нас до Зелеенчукской. Пересаживаемся на маршрут до Архыза. И вначале первого мы у шлагбаума на Буково. Бравые ребята с автоматами проверяют наши документы, интересуются целью нашего прибытия. Выяснив всё, что их интересовало, они нас пропускают. Проходим ещё метров 200 и мы в Букове. Небольшой городок, где всего несколько многоэтажек, детский сад, 3 магазина и несколько научных построек.16 часов приехал маленький автобус, народу для поездки в гору много и мы не убираемся, остаёмся за бортом "авиалайнера". После некоторой суеты нашёлся Валера Корнеев который повёз наши веши на гору, а нам показал нам кратчайший путь на гору. Подъём для 3 наших товарищей показался тяжеловатым, и они достигли вершины только к сумеркам. Мы с Рияном достигли вершины менее чем за 2 часа, нашли Тимура Крячко, который показал нам место для лагеря. И мы с Рияном стали разбивать лагерь, распаковывать телескопы и дожидаться остальных товарищей. Вечером, немного понаблюдав комету, я пошёл отдыхать, надо было отоспаться после дороги.

Обсерватоия Казанского университета КОСМОТЭН В лагере

23 июля 2000г. Теплое солнечное утро. После завтрака у нас с Рияном родилась идея посетить гору Пастухова (2733м.), стали собирать желающих на эту своего рода афёру. Воронежцы наотрез отказались, мотивируя это тем, что 21-го уже там были, бродив в облаках как "ёжики в тумане". Наши Нижегородцы тоже не горели желанием идти, наверняка ещё не отдохнув после тяжелой дороги. Да и Серёга Шурпаков нас отговаривал, что высоко, тяжело и т.д. Но решение принято, значит вперёд! Рюкзаки за плечами, взяв с собой шесть полутора литровых бутылок с водой, для предстоящей экспедиции с телескопами. Фотоаппараты и несколько объективов чтобы запечатлеть красоты ближайших гор и их окрестностей. Мы двинулись в путь. Асфальтированная дорога постепенно пропадает, и мы с Рияном идём по бегущей вверх слегка накатанной каменистой дороге. 30 минут подъёма и из-за ближайшей горы появляется вершина Пастухова с ещё не стаявшими небольшими снежниками. Дорога постепенно переходит на спуск и через 1,5 часа дороги мы у подножья горы. Вот она. Высокая для нас - гора Пастухова (2733м). Но высота и отсутствие опыта лазанья по горам нас не отпугивают. Решили - значит вперёд. Тропинка идёт по небольшому лугу. Встречаются признаки человеческой цивилизации, остатки от костров и несколько ржавых консервных банок. Небольшой подъём и через 15 минут мы забираемся в гору. Трава, в большом изобилии встречавшаяся внизу постепенно редеет, а ещё выше пропадает. На продутой всеми ветрами вершине произрастает лишь мелкая редкая травка и мох. Подъём оказался не трудным, и мы добрались, не спеша до вершины за 1,5 часа. Не успев налюбоваться высокогорьем и окрестностями, да и толком отдышаться после восхождения, как нас очень быстро накрыли облака. Полёт облаков был похож на снежную лавину, которая казалась, сметёт нас с горы. Аж дух захватило. И мы теперь в облаках, которые были когда-то высоко и недоступно в небе. А теперь можно ухватиться рукою за облако. Облачный слой постепенно сгущается и мы в сплошном тумане. Спуск с горы пришлось совершать под прикрытием облаков, с видимостью не более 10 метров. Спуск занял меньше времени, около часа. И это в условия плохой видимости. Спустились и дошли до лагеря без особых приключений. Вечером к нам прибыли наши друзья из Десногорска Александр Лозко и Юра Юрков. Ночью было пасмурно и нам пришлось проводить ночь в облаках. А раз неба нет, астрономы отдыхают и сидят у костра, разговаривают и делятся первыми впечатлениями.

Гора Пастухова Вид на САО с Пастухова По дороге на Пастухова

24 июля 2000г. Утром все проснулись от криков и какой-то возни. Оказалось, что рано утром выглянуло солнце, открыв гору Пастухова и почти весь юг. Но наше веселье оказалось преждевременным, минут через 10 всё опять закрыли облака, и всё напомнило вчерашний день. Разочарованные все пошли досматривать прерванные сны. Днём устав от отдыха мы с Десногорцами спустились в Буково, для пополнения провианта в связи с неудовлетворительной погодой. Вечером, все, так же как и вчера, пасмурно и мы продолжаем разговоры у костра.

Перед спуском в Буково Лес в тумане Разговоры у костра

25 июля 2000г. Погода совсем нас не балует и настроение у всех не совсем положительное. С самого утра идёт дождь и влажность всё 100%. Во второй половине дня (хотя не понятно, какое время суток сейчас) мы направились на БТА. Дружной толпой мы сначала посетили метровый астрограф, который произвёл на меня большее впечатление нежле БТА потом. Астроном-профи всё нам показал, провёл по башне и ответил на интересующие нас вопросы. Пошли на БТА. Вначале, мы долго стояли на ступеньках, ожидая, когда же нас пустят в это заведение. И дождались. Ввели нас в комнату, со стеклянной стеной - смотрите ребята, руками трогать нельзя. А то во внутрь нельзя т.к. от тепла и дыхания полутора десятков человек может зеркало потрескаться. Немного рассказав про телескоп и его строительство, нас проводили обратно на улицу. Никаких особых впечатлений от такой экскурсии не возникло. Хотя через день привезли туристов. Для них даже купол открыли, а что взять с нас, астрономической нищеты! Немного, даже обидно.

Километровый знак в САО БТА Общее фото веред экскурсией

26 июля 2000г. Погоды совсем нет. Лишь к обеду Тимур сказал, что на вечер шанс есть. Вечереет. Есть просветы в облаках, вселяющие надежду, ждём. Стемнело, но погоды нет, принимаем решение, посидеть у костра и ждать неба. Сидим и тут крик Серёги: "НЕБО"!!! Дружно кидаемся к телескопам, ищем комету. Есть. Небольшая кома и заметный хвост блеск ок.6,8m. КЛАСС! Оценив блеск, каждый занят своими делами, кто идёт спать, а кто и до утра наблюдает и фотает небо. Утром была замечена МКС с американским "ЮНИТИ", летевшими как две маленькие звёздочки. Впечатлений от проведенной ночи было, хоть отбавляй, и все разошлись по палаткам уже после восхода солнца в 8 часу утра.

У ручья Лагерь На кухне

27 июля 2000г. Отдыхали до обеда, после ночных наблюдений. Ходили, осматривали окрестности. Днём, я, Риян и Юра Юрков посетили долину Большого Зеленчука, побродив по дебрям южных лесов. Вернулись только к вечеру, к наблюдениям. Впечатлений от такого путешествия было предостаточно.

В долине Большого Зеленчука Я и Юра Юрков Я БТА

28 июля 2000г. Утром от нас покинули Саня и Юра, но экспедиция в самом разгаре и всё ещё впереди. Принято решение сходить на Пастухова с телескопами и с ночевкой. Нас пять человек и 3 телескопа, не считая объективов. По дороге фотографируемся на память на фоне БТА. И в путь. Постепенно мы отдаляемся всё дальше от САО. Через два часа мы у подножия горы. Подъём занял примерно столько же. И мы с Рияном на вершине падаем от усталости, ведь за плечами по "мицару" и куча объективов, тёплая одежда. Немного отдышавшись, спускаемся назад за остальными, чтобы помочь с крутым подъёмом у вершины. В 20-00 все на вершине, телескопы установлены, и мы ужинаем на высоте 2733 метра. Стемнело. Можно приступать к астрофото. С юга дует лёгкий бриз и небо очень темное, кажущееся бездонным. Звезд, кажется тысячи, а млечный путь оправдывает своё название, кажется яркой и туманной рекой. Последние приготовления и в поле зрения объектива созвездие Скорпиона. 10 минут выдержки для такого неба вполне достаточно. Далее созвездие Стрельца, Щита и Южной Рыбы кажется, ничто не ускользнет от наших зорких объективов. Но ближе к часу ночи с севера подул ветер. Поначалу он был холодный, но через каких-то полчаса он превратился совсем в ледяной. Съёмку пришлось прекратить, и мы кучей сгорбились у костра. Куда бы мы ни прятались, ветер всё равно нас находил, продувая до "мозга костей". К 2 часам мы до того намёрзлись, что Риян с Саней убежали с горы в САО. А я с воронежцами остались коротать остаток ночи у костра. От ветра нет спасения и мы готовы лечь на костёр что бы как-то согреться. Терпеть такой холод сил уже не оставалось и принято решение сжечь все дрова и попить чаю, чтоб согреться. Чай согрел нас, но не надолго. Смотрю на часы 4 утра, вот уже из-за горы появилась луна тонким серпом, стало светать. Осталось продержаться всего, каких то 2 часа, но минуты кажутся часами. Дрова на исходе. За час до рассвета ветер стал потихоньку стихать, но воздух охладился градусов до 5. Ждем восхода. 6-10 из-за горы появилось солнце, оно даже немного обожгло наши замерзшие лица. Не помню как, но я упал замертво, проснувшись около 12-ти дня. После такого отдыха мы фотографируемся на память на фоне гор. Побродив по вершине, мы в 16 часов совершаем спуск, по дороге обсуждаем следующий маршрут на гору повыше. Выбор пал на гору с названием Кызыл-Ауш-Дуппур(3426м). После ужина снова в "бой". В первую очередь комета, она стала слабее и трудновато находилась в "Мицар". По оценке блеска 7,8m, кома размытая без центральной конденсации. Отнаблюдав комету принимаемся за наблюдения и астрофото. Но усталость говорит о себе. И я около 3 ночи я ухожу спать.

Перед походом на Пастухова САО По дороге на Пастухова

Вид с Пастухова По дороге на Пастухова Вечером у костра на Пастухова

29-30 июля 2000г. Утро. Отдыхать в палатке после 8-ми утра становится просто невозможно. И я как и в прошедшие жаркие дни ухожу отдыхать в тень сосен, растущих на склоне… На часах 10, спать становиться совсем невозможно. Просыпаюсь и готовлю завтрак плавно переходящий в обед. Днём обсуждаем предстоящий поход на Кызыл-Аауш -Дуппур. В общем, народу набиралось 6 человек. Решаем пойти 1 августа, с ночёвкой. Начинаем паковать рюкзаки и собирать провиант на поход. Вся оставшаяся часть дня, прошла в сборах. Вечер. Последние приготовления к наблюдениям. Смотрим карты, на которых среди звёзд прочерчен путь кометы LINEAR1999S4. Постепенно заря начинает гаснуть, и с появлением первых звёзд телескопы устремились в небо на поиски кометы. Поиски мне показались довольно утомительными, для "Мицара" комета по предположению 8,3 звёздной величины, да еще на фоне не погасшей зари объект достаточно сложный. Но все же кто ищет, тот всегда найдёт. Комета была видна плохо как объект 9-й звёздной величины, с довольно размытой комой и быстро зашла за горизонт. Это было, как потом выяснилось, последнее наблюдение. Ночь у телескопа пролетела незаметно, как один час и с очень хорошей прозрачностью, и мы старались побольше понаблюдать красоты кавказского неба. Под утро стал виден зодиакальный свет и поднялся Меркурий, а за час до восхода поднялся месяц(25 часов до новолуния), постепенно поднимаясь, всё выше и выше и это ещё на сравнительно тёмном небе. За 20 минут до восхода солнца Игорь Веньяминов нашёл МАРС!, он выглядел как маленький спектрик, сливаясь с фоном неба всего минут за 10 до восхода. Восходит солнце, появляясь из-за горизонта, оно ослепительно яркое и белое, как в зените. Мы делимся впечатлениями друг с другом обрадованные отличной наблюдательной ночью. Появляется Тимур, Рассказывая, что ночей с такой прозрачностью в САО бывает одна - две в год. Немного перекусив, мы отправляемся на рынок, в Зеленчекскую за пополнением провианта. По прибытию к 11-ти дня, меня встретил Серёга Корольков с предложением сходить посмотреть на Эльбрус. Это предложение я сразу отклонил, сославшись на усталость. Но как оказалось, идти никуда не надо, а надо пройти всего лишь метров 50. И я, позабыв про усталость, взяв бинокль пошёл. Ощущение от увиденного было неописуемое. И мы даже чтоб его получше разглядеть забрались на кран. Огромная ледяная гора, казалось, что она находится совсем рядом, а до него около 100 км. Для "равнинных" жителей это расстояние кажется огромным, в горах в порядке вещей. После отдыха готовимся к наблюдениям, но небо покрыто рваными облаками и мы не дождавшись хорошего неба до часу ночи, отправляемся спать.

1 августа 2000г. Ок.13-ти часов. Собираемся в дорогу. Саня Верин отказывается, сославшись на дальность пути. Воронежцев не пускают, а нас отговаривают от этого экстремального путешествия, но, поняв что с нами этот номер не пройдет, сдаются. И мы с Рияном отправляемся в дорогу вдвоём. Идём уже знакомым маршрутом до Пастухова, а там вниз в долину, к Марухе. Спускаемся по ручью, т.к. дороги не знаем. Спуск, конечно, был полон экстрема - крутые обрывы, горельник и не проходимее заросли. К Марухе мы спустились только в 16 часов (позднее узнаем, что вниз есть тропинка, протоптанная пастухами). Устроив небольшой перекур, мы отправляемся дальше. Невдалеке пасется стадо коров, охраняемое чабаном на коне. Дорога хоть грунтовая, но хорошо укатанная. Встречаем памятник нашим солдатам, погибшим во время боёв с немцами. Столик с лавочкой, под огромной старой сосной. По дороге проходим несколько ферм, которые, несмотря на свой аварийный вид, всё еще работают. Переходим Маруху по деревянному мостику. Встречаем пастухов. После недолгого разговора они желают нам хорошей дороги, и мы расходимся в разные стороны. Гора становится всё ближе, а Маруха уже - говоря о том, что скоро дойдём до желанной цели. К подножью горы добираемся только к половине седьмого и устраиваем привал. Ведь впереди 1600 метров и все в гору. После короткого отдыха мы решаемся на восхождение. По карте, да и визуально видно, что все подступы к горе достаточно крутые. Решаемся идти напрямую, где отдыхали. Подъём оказался покруче, чем на горе Пастухова, постоянно приходилось цепляться за траву и кусты. По началу казалось, что весь склон горы сделан ступеньками, и это дело рук каких ни будь великанов. Потом все домыслы отпали, и оставалось лишь одно желание выбраться из леса. Карабкались мы в гору без отдыха и остановки, ведь времени до наступления темноты оставалось мало, а спать почти вертикально не совсем удобно. Уставшие от такого марш-броска мы достигли границы леса на высоте 2400м. в 21-40, поднявшись по высоте всего 700 метров. Немного поискав место для привала, мы разбили лагерь около ручья, с порогом около метра. Легкий ужин на костре и отбой. Завтра нам предстоит восхождение ок.1000м. по высоте.

По дороге на Кызыл-Ауш-Дуппур Река Маруха Вид с Пастухова на долину Марухи

По дороге на Кызыл-Ауш-Дуппур Река Маруха Кызыл-Ауш-Дуппур

Кызыл-Ауш-Дуппур Вид с вершины Кызыл-Ауш-Дуппур Озеро у вершины Кызыл-Ауш-Дуппур

2 августа 2000г. Утро разбудило нас холодом и сыростью, т.к. спали мы на голой земле. Попив чаю и оставив лишние вещи, мы с Рияном отправились на покорение горы. Поначалу облака были где-то низко, но с восходом солнца стали подниматься вверх. Лесть вверх было немного тяжеловато и нам пришлось пойти по более длинному маршруту, т.к. у нас не было соответствующего снаряжения. Через час мы достигли озера на высоте 3000м. Вода прозрачная до самого дна, а по воде плавают льдины, отколовшиеся от ледника. Пройдя мимо озера, мы взбираемся по огромным каменным осыпям, где каждый камень весит несколько тонн. Время восхождения прошло незаметно, и мы достигли вершины в 10-20 тем самым, затратив времени около 4 часов. И вот мы на вершине. Из растительности здесь не растет ничего, даже мох, и тот встречается очень редко. Погода нам благоприятствовала и видны горы названия, которых мы видели только на карте. В дымке виден даже Эльбрус, Пшиш. Ощущение от такой высоты просто неописуемое и стоило всех преодоленных трудностей, и мы стоим не самой высокой горе в ближайшей округе. Просто нет слов…, это надо просто увидеть!
Но самым трудным был спуск. Чтоб не огибать крюк по хребту мы решили спускаться по леднику. Очень опасно, но зато быстрее раза в три. Спускались очень осторожно, ведь один неверный шаг и ты летишь по леднику около километра. Страшно подумать, что останется после тебя, после такого спуска. Но, не смотря на опасения, мы спустились к озеру уже к 13-ти часам. Риян позднее мне скажет, что не хватал столько адреналина за всю прожитую жизнь. Спустившись к лагерю, мы съели все оставшиеся продукты, ведь ужинать предполагалось уже в САО. Спускаться решили по ручью, в надежде, что склон там будет не очень крутым. Потом оказалось, склон около ручья не очень крутой, но очень заросший. И пробираться приходилось как в джунглях. Долины мы достигли только ок.18 часов, времени оставалось только дойти до перевала через Пастухова, взобраться на него и оставшийся путь совершать в полной темноте. Но трудности были ещё впереди. В пути нас настигла гроза и мене пришлось снять с себя почти всю одежду и положить её в рюкзак, что бы ни измокла. Столько молний увидеть можно только в горах. В минуту около 30-ти и гром не стихает, грохочет как артиллерийская канонада. Дорога превратилась в сплошное месиво, и идти по ней было весьма проблематично. Мокрые и замерзшие мы достигли перевала только к 22 часам. Преодолевать перевал во время грозы это не реально. И нам оставалось только два варианта: или умирать от холода и голода в долине или идти к пастухам. Решили идти к пастухам на ферму (или как они её называют "кошара"). На вопрос можно ли у них переждать дождь, они были удивлены, не только нашим грязным лицам, да и нашему появлению в этих диких краях. Расспросив, откуда мы прибыли, как жизнь в наших краях. Обсохнув, они предложили нам с ними поужинать. Ужин был из макарон, самодельного сыра и айрана. Айран у них получился, можно сказать, неплохой. Поговорив с ними до часу ночи, мы упали отдыхать. Несмотря на все опасения, что мы находимся на Кавказе.

Горы Горы Горы

3 августа 2000г. Проснувшись около 10 утра, мы поблагодарили их за приют, мы двинули в САО. Один и пастухов показал нам тропинку ведущую наверх. Тропинка оказалась, шла в метрах 200-х от того места, где мы совершали спуск. Но была давно нехоженой и шла через горевший лес. Подниматься по ней было нетрудно, хоть и всё время в гору. В САО мы пришли около двух дня, народ нисколько не был удивлён нашему появлению. Все ещё не отошли от ночной грозы. К вечеру опять заморосил дождь и я, собрав сумки, решил спать в домике, где в отличие от палатки тепло и сухо. Дождь так и шел всю ночь.

Горы Горы Гора Пшиш

4 августа 2000г. Утро выдалось пасмурным. САО провожало меня ненастьем, шёл дождь с изморосью. В 9 утра приехал автобус, который привёз очередную смену на БТА. Пускаясь вниз по серпантину, смотришь на окружающие САО горы, думая, что ещё не скоро появишься в этих местах. И увозя с собой массу впечатлений об двух недельном отдыхе в горах которые не свойственны отдыху на равнине.

Андрей ХАДКЕВИЧ

Рейтинг ASTROLAB

Copyright © Star-pil.Narod.Ru г.Дзержинск Нижегородская обл.